Защитит ли Конституция Кыргызской Республики верующих от уголовного преследования за действия, не представляющие общественной опасности

добавлен 20 июля 2017 10:24
просмотров 4638

 

 

Данная статья о проведении пресс-конференции дважды уже вывешивалась на нашем сайте и после этого дважды совершались хакерские атаки на сайт и удалялась эта статья и другая информация. Надеемся что улучшенная защита сайта будет противостоять хакерским атакам.   

20 июня 2017 года  в 11.00  в Пресс центре ИА «24.kg» прошла пресс-конференция на тему «Возможна ли работа над ошибками: изменения в Уголовный кодекс КР ч.1 ст.299–2 были внесены ошибочно, которые на сегодня исправлены, но на практике благодаря данной ошибке продолжают нарушаться конституционные права граждан КР».

На конференции выступили: Карасартова Р. Р. – правозащитник, директор ОО “Институт общественного анализа”; Токталиев А. У. – правозащитник, адвокат нескольких осужденных; заявленные пострадавшие по уважительным причинам несмогли присутствовать.

После краткого введения по сути заявленной темы слово предоставили Карасартовой Р. Р., которая рассказала о существующей проблеме:

«В уголовном законодательстве КР есть статья предусматривающая ответственность за «приобретение, хранение экстремистских материалов»  (часть 1 статьи 299-2 Уголовного кодекса КР).  До  3 августа 2013 года, до закона Кыргызской Республики № 180 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Кыргызской Республики» часть 1 статьи 299-2 УК КР выглядела следующим образом: «Приобретение, хранение, перевозка и пересылка экстремистских материалов с целью распространения либо их изготовление и распространение, а также умышленное использование символики или атрибутики экстремистских организаций».

Данным законом законодатель убрал из диспозиции статьи 229-2 УК КР такой признак, как «с целью распространения» и сегодня к уголовной ответственности привлекаются лица, действия которых не представляют общественной опасности и следовательно, не могут и не должны рассматриваться как преступные. Отсутствие полноты и определённости в формулировке части 1 статьи 299-2 УК КР и практика ее применения следственными и судебными органами, грубо нарушают гарантированные Конституцией права человека, дискриминируют граждан по признаку религиозной принадлежности и самое основное, позволяют уголовно преследовать и привлекать к уголовной ответственности лиц за действия, не являющихся по своей сути и характеру преступными.

3 марта 2017 года мы граждане Карасартова Р. Р., Токталиев А.У., Жалгашев Б.Р., Абдыкаимов У.А. обратились в Конституционную палату Верховного суда Кыргызской Республики с ходатайством о признании положений части 1 статьи 299-2 Уголовного кодекса КР. выраженные словами «приобретение, хранение экстремистских материалов» противоречащими абзацу 2 части 2 статьи 16, частям 1, 2, статьи 20, пунктам 4, 5 части 5 статьи 20,  части 1 статьи 32, части 1 статьи 33  Конституции Кыргызской Республики.

18 апреля 2017 года коллегия судей Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики в составе: Осмоновой Ч. О., Айдарбековой Ч. А., Касымалиева М. Ш. вынесла определение отказать в принятии к производству вышеуказанного ходатайства.

Между тем следует заметить что 2 февраля 2017 г. Президент Кыргызской Республики Атамбаев А. Ш. подписал новый Уголовный кодекс Кыргызской Республики, который  принят Жогорку  Кенешем Кыргызской Республики 22 декабря 2016 года за № 19, в котором законодатель учел свои ошибки и добавил в диспозицию статьи 315 УК КР такой признак как «с целью распространения», но данный кодекс вступит в силу только 01.01.2019 года.

Обзор судебной практики по рассмотрению уголовных дел о терроризме и экстремизме судебной коллегии по уголовным делам и делам об административных правонарушениях Верховного суда КР показывает, что из поступивших и изученных 244 уголовных дела об экстремизме и терроризме, в отношении 254 лиц, по ст. 299-2 ч. 1 УК Кыргызской Республики – осуждены 186 лиц (что состовыляет 73%). В последнее время уголовных дел по данной статье ч. 1 ст. 299-2 УК КР в судах КР стало рассматириваться намного больше.

Ситуация усугубляется тем, что согласно статье 13 Закона Кыргызской Республики «О противодействии экстремистской деятельности» - «копия вступившего в законную силу судебного решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется в орган исполнительной власти в сфере юстиции. Список экстремистских материалов подлежит периодическому опубликованию в средствах массовой информации». Список экстремистских материалов формируется на основании поступающих в Министерство юстиции Кыргызской Республики копий вступивших в законную силу судебных решений о признании информационных материалов экстремистскими, однако на официальном интернет-сайте данного министерства данный список дополнялся 13 мая 2015 года, то есть, фактически не дополнялся. Не говоря уже о том, что по закону этот список  периодически должен публиковаться в средствах массовой информации. Это приводит к тому, что граждане не информированы об экстремистских материалах, и как следствие, они не могли заведомо знать о ее экстремистском характере.  Его действия не мотивированы целью распространения таких материалов.

Почему помимо официального сайта Министерства юстиции КР списки экстремистских материалов не могут публиковаться на официальных сайтах Государственной комиссии по делам религий Кыргызской Республики, Духовного управления мусульман Кыргызстана, которые непосредственно имеют дело с верующими и информированность мусульман была бы намного эффективней.

Такое правовое регулирование создают реальную угрозу правам и интересам верующих, служит инструментом для их неправомерного преследования и осуждения, и соответственно являются недопустимым в правовом государстве, признающим права и  свободы  человека высшей ценностью. Сколько еще человек могут быть привлечены к уголовной ответственности за 1,5 года (новый УК КР вступит в силу 01.01.2019 года).

На данный момент подана жалоба в Конституционную палату Верховного суда Кыргызской Республики на определение коллегии судей Конституционной палаты Верховного суда КР от 18 апреля 2017 года и мы требуем чтобы Конституционная палата рассмотрела нашу жалобу с нашим участием, с тем чтобы мы могли высказать свои аргументы (принцип открытости и гласности судебного процесса),  и приняла дело к производсту».

Также Карасартова Р. Р. привела в пример законодательство РФ, которое наши законодатели зачастую копируют, но в данном случае почему-то пошли дальше в плане ужесточения. Так "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ в статью 20.29. Производство и распространение экстремистских материалов. Где за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения - влечет наложение административного штрафа...

А Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ предусматривает уголовную ответственность по статье 282.1. Организация экстремистского сообщества

1. Создание экстремистского сообщества, то есть организованной группы лиц для подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности, а равно руководство таким экстремистским сообществом...

И по статье 282.2. Организация деятельности экстремистской организации

1. Организация деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности...

Да как и во всем мире у нас в стране есть угороза терроризма и экстремизма, но в этой борьбе государство как говориться, должно уметь “отделять зерна от плевел”, то есть случайных верующих мусульман от реальных террористов и экстремистов. 

Так из вышеизложенного видно что государство в лице своих законодателей, а затем и правоохранительных органов и судов сделали и делают так, что невинные верующие мусульмане получают уголовное наказание, судимость пополняя статистику раскрытых преступлений правоохранительных органов. Такая бурная деятельность привела к тому, что Кыргызская Республика на международной арене получила имидж страны, где готовятся и куются кадры для экстремисткой деятельности. Мы не хотим что бы так думали о нашей стране и нужно остановить это”-  подытожила правозащитник Карасартова Р. Р.