Рубрика «Анализ изменений, внесенных в Конституцию Кыргызской Республики»

добавлен 14 февраля 2017 09:37
просмотров 1829

 

 

Продолжение статьи.

 

4. Изменения, вносимые в разделы 4, 5 Конституции КР

 

4.1. Относительно дополнений статьи 71 Конституции КР

Решение о выходе из коалиции фракций парламентского большинства принимается фракцией не менее, чем двумя третями от общего числа депутатов фракции. Решение фракции оформляется ее постановлением и подписывается каждым членом фракции, проголосовавшим за выход.

Анализируемые дополнения статьи 71 Конституции формализуют процедуру выхода  из коалиции фракций парламентского большинства и по замыслу авторов законопроекта направлены на «повышение устойчивости коалиции и соответственно исполнительной власти». Отсутствие в Конституции норм, стабилизирующих коалицию, рассматривается инициаторами конституционных поправок как «основная угроза ее существованию». С позиции здравого смысла такое обоснование является откровенным признанием необходимости закрепления на конституционном уровне сложившейся в Жогорку Кенеше порочной практики контроля над волеизъявлением депутатов и  формализации их персональной лояльности по отношению не только к лидеру своей фракции, но и к иным политическим силам, доминирующим в парламенте.

С большой натяжкой можно было бы допустить мысль о  целесообразности такой процедуры с точки зрения  необходимости ограничения своевластия лидеров фракций, однако авторы законопроекта преследуют совершенно  иные цели. Положение о том, что в «целях обеспечения индивидуальной ответственности каждого  депутата предлагается, чтобы решение было подписано этим депутатами» является ярким подтверждением истинных замыслов авторов законопроекта. В этой связи, следует напомнить, что Конституция исключает какую-либо ответственность депутата ЖК за высказываемые им в связи с депутатской деятельностью суждения или за результаты голосования в Жогорку Кенеше (часть 1 статьи 73).

Закрепление на конституционном уровне порядка выхода фракций из коалиции будут способствовать укреплению традиций «вождизма» и «диктаторства» в Жогорку Кенеше и должны рассматриваться как ощутимый шаг назад в развитии парламентской демократии, потому что во всех демократических странах принципы создания, деятельности и распада коалиции фракций парламентского большинства относятся к категории политических и не подлежат регулированию законодательными нормами. Также политическими способами и средствами должна поддерживаться имеющая политическую природу  фракционная дисциплина.

Главным фактором эффективности и стабильности коалиции парламентского большинства в Жогорку Кенеше  являются близость целей,  задач и идеологических платформ  политических партий, соответственно и их парламентских фракций. При отсутствии такого определяющего фактора, любая коалиция будет носить ущербный характер. Сдерживание распада таких коалиций может привести к гораздо более серьезным последствиям, чем ее искусственное сохранение.

В сложившейся политической реальности, характеризующейся доминированием в Жогорку Кенеше одной из фракций,  имеющей определённые преимущества благодаря поддержке Президента и вытекающим из этого существованием авторитарно-центристской модели управления Жогорку Кенешем "сверху», а также пропрезидентской ориентацией в деятельности большинства депутатов при принятии решений, излишняя регламентации деятельности парламентских фракций свидетельствует о наличии тенденции укрепления авторитаризма главы государства и дальнейшем развитии процессов узурпации власти. Подобное конституционное регулирование и его возможные последствия представляют серьезную угрозу демократическим устоям государства, принципам политического плюрализма и парламентской демократии.

 

4.2. Относительно дополнений части 3 статьи 75 Конституции

Утрата коалицией фракций статуса парламентского большинства влечет за собой необходимость подтверждения полномочий Торага Жогорку Кенеша большинством голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.

Изменения вносимые в статью 75 Конституции обосновываются таким же образом как и в случае со статьей 71. По мнению инициаторов, Торага Жогорку Кенеша должен также быть заинтересован в стабильности коалиции большинства, именно по этой причине авторы законопроекта вносят дополнения о необходимости подтверждения полномочий Торага в случае распада коалиции парламентского большинства.

В соответствии со статьей 75 Конституции Торага ведет заседания, осуществляет общее руководство подготовкой вопросов подлежащих рассмотрению на заседаниях, представляет Жогорку Кенеша внутри и за пределами государства, обеспечивает взаимодействие с должностными лицами, государственным и органами и органами местного самоуправления, а также ряд иных полномочий. Конституционно-правовой статус Торага свидетельствует о его высоком месте в иерархии высших государственных должностей и видной роли в политической жизни страны. Вместе с тем, его роль ограничена чисто организационными функциями. Торага не осуществляет политического руководства парламентом, не имеет дискреционных полномочий по отношению к депутатам, не вправе оказывать давление на депутатский корпус при принятии ими решений. Несмотря на то, что Конституция и иные законы не требуют от Торага приостановления членства в партии на время председательствования, вышеуказанные конституционные полномочия Торага обязывают  его быть политически нейтральным, беспристрастным и обеспечить равные условия для деятельности всех фракций (пункт 26 части 1 статьи 20 Закона Кыргызской Республики «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»). В отличии от Премьер-министра, выдвигаемого коалицией парламентского большинства, Торага не обязан быть проводником политического курса фракций, объединившихся в коалицию, а напротив, должен осуществлять свою деятельность в интересах законодательного органа в целом.

 Предлагаемые поправки существенно искажают сущность правового статуса руководителя законодательного органа, превращая его в марионетку и объект для политического шантажа как со стороны коалиционного большинства, так и отдельных фракций. Обязывая Торага содействовать сохранению коалиции, авторы законопроекта сознательно вынуждают его согласовывать свои действия с доминирующими в парламенте политическими силами, втягивают его в межфракционные политические игры и закулисные переговоры, в конечном итоге, к злоупотреблению своими полномочиями, вплоть до оказания давления на «непослушных» депутатов. Такое положение, и соответственно вытекающее из него поведение  Торага Жогорку Кенеша ведут к подрыву авторитета законодательного органа и могут существенно повлиять  на эффективность, законность и открытость парламентской деятельности.

Избрание Торага является одним из первоочередных вопросов, подлежащих рассмотрению и кандидатура Торага выдвигается не коалицией парламентского большинства, а депутатами и фракциями, следовательно, коалиция парламентского большинства не вправе ставить вопрос о сохранении его полномочий. Более того, часть 3 статьи 75 Конституции, устанавливающая, что отзыв Торага должен быть принят большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша убедительно подтверждает стабильность его статуса и независимость от «прихотей» фракций и их объединениий.

 (продолжение следует)