Суд гарантирует: «Море удачи и дачу у моря»!!!

добавлен 24 сентября 2012 16:04
просмотров 1370

 

 

 

С развитием рыночных земельных отношений и ростом цен на земельные участки в Иссык-Кульской курортной зоне, участились случаи грубого нарушения законодательства Кыргызской Республики при вынесении судами решений о признании права собственности на земельные участки. При приватизации многих объектов курортно-рекреационного назначения и при оценке имущественного комплекса подлежащего приватизации, в их состав были включены только здания, сооружения и инвентарь, земельные участки не были выключены в имущественные комплексы и не были оценены, так как земли находились в государственной собственности  в соответствии со ст.3 Закона  Кыргызской Республики «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Кыргызской Республике», действовавшего на момент приватизации.

Следовательно, все земельные площади под курортно-оздоровительными объектами, приватизированные после введения в действия  Земельного Кодекса 1999 года, должны были быть закреплены во временное пользование или же выкуплены через прямые торги. Но, не смотря на это, судебные органы, ссылаясь на статью 44 Земельного Кодекса КР необоснованно признают право частной собственности на прилегающие земельные участки приватизированных объектов. Тем самым уводят огромные суммы от поступления в казну государства.

Более того, судами признается право частной собственности на земельные участки за лицами, которым ранее они были предоставлены на условиях срочного (временного) пользования.

Основная часть дел, то есть 86 в 2007 году и 88 дел за 1 полугодие 2008 года приходится на долю Иссык-Кульского района. Если провести сравнительный анализ динамики роста, то количество рассмотренных дел связанных с земельными отношениями увеличилось в 2 раза, и в основном, этот рост относится к Иссык-Кульскому району.  По данным Иссык-Кульского районного управления по землеустройству и регистрации прав на недвижимое имущество (Госрегистр), только за 2007-2008 гг. выдано 174 правоудостоверяющих документов (Госакт) на земельные участки по решениям суда.

 

Например:

-          Огонбаева Халида обратилась в Иссык-Кульский районный суд с заявлением о признании права собственности на земельный участок в связи с тем, что Госрегистр отказал в выдаче правоудостоверяющего документа. В обосновании указано, что постановлением Бостеринской сельской управы № 125 «А» от 26 августа 1998 года был выделен гр. Огонбаевой Х. неосвоенный земельный участок площадью 4 га, расположенный восточнее пансионата «Береке». В свою очередь, Иссык-Кульская райгосадминистрация также вынесла постановление №452-2 от 30 августа 1998 года о закреплении за Огонбаевой Х. вышеуказанного земельного участка площадью 4 га. Решением суда от 11 марта 2008 года по делу ГД176-08-и-4 (Председательствующий Аскаров Р.А.) признано право частной собственности на неосвоенный земельный участок площадью 4,0 га, расположенный восточнее пансионата «Береке» в с. Бактуу-Долоноту Иссык-Кульского района.

        Суд вынес данное решение, ссылаясь лишь на ст. 6 Закона Кыргызской Республики “О введении в действие Земельного кодекса Кыргызской Республики” от 02.06.1999 года указывая, что право частной собственности на земельные участки признается за гражданами КР, получившими в установленном порядке право на земельный участок в постоянное, временное пользование или пожизненное наследуемое владение до введения Земельного кодекса КР без какого-либо переоформления документов безвозмездно и без дополнительной платы.

При этом суд не обратил внимания на то, что данный земельный участок находится на территории курортной зоны. И в соответствии с пунктом 51 Положения «О порядке использования земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения в Республике Кыргызстан», утвержденного Постановлением Правительства от 12.10.1992 года № 502, отвод земельных участков под строительство лечебных и оздоровительных учреждений в курортных зонах осуществляется Правительством Кыргызской Республики по согласованию с облгосадминистрацией.

        В данном случае, считаем, что права у Огонбаевой Халиды не возникали, а постановления Бостеринской сельской управы и райгосадминистрации не являются основанием для защиты невозникшего права пользования земельным участком, так как не имели на то необходимой компетенции.

То есть, суд своим решением предоставил в частную собственность земельный участок площадью 4 га, что противоречит ст. 4, 25, 29, 31, 32 Земельного кодекса КР, согласно которым предоставление земельного участка осуществляется уполномоченным органом, в число которых суды Кыргызской Республики согласно п. 14 ст. 1 Земельного кодекса КР не входят.   

        Необходимо отметить, что в судебном заседании представители райгосадминистрации Ашыраканов С. и Госрегистра Керимкулов Ч. не возражали в удовлетворении заявления, т.е. поддержали иск Огонбаевой Х., кроме того, из материалов дела видно, что данное решение не обжаловано никем.

 

-          ОсОО «Сан и Компани» обратилось в суд с исковым заявлением к Управлению Госрегистра района обязать выдать Госакт о праве частной собственности, ссылаясь на то, что на основании постановления Правительства КР №3 от 4 января 2002 года, в соответствии с Указом Президента Кыргызской Республики от 4 сентября 2000 года "О Концепции развития туристической отрасли в Кыргызской Республике до 2010 года", на основании постановления Правительства Кыргызской Республики от 2 февраля 2001 года N 33 "О Программе мероприятий по развитию туризма в Кыргызской Республике до 2010 года", учитывая согласие Совета Федерации профсоюзов Кыргызстана, и в целях дальнейшего развития и укрепления духовного наследия народов Центральной Азии был предоставлен Центру всемирных национальных игр «Манас» земельный участок согласно прилагаемой карте-схеме, расположенного в городе Чолпон-Ата между Государственным оздоровительным объединением Управления делами Президента Кыргызской Республики и санаторием "Голубой Иссык-Куль", во временное пользование сроком на 49 лет для строительства культурного центра народов Центральной Азии в Кыргызской Республике.

После утверждения Акта госприемочной комиссии по приему в эксплуатацию от 26.01.2005 года оконченного строительством комплекса для показа национальных игр, 07 мая 2007 года между Учреждением «Центра всемирных национальных игр мира «Манас» в лице Камнева А.А. и ОсОО «Сан и Компани» в лице Жунушалиевой Г.З. был заключен договор купли-продажи имущественного комплекса площадью 5,98 га, на основании которого от 07.05.2007 года Иссык-Кульское районное управление по землеустройству и регистрации прав на недвижимое имущество выдало удостоверение ОсОО «Сан и компани» на 5,98 га земельного участка на праве временного пользования сроком на 44 года, в просьбе на выдачу Госакта о праве частной собственности было отказано. 

Решением суда (председательствующий Токтомамбетов А.Ж.) от 04.09.2007 года по делу № ГД 487/07-и-4 было признано право собственности ОсОО «Сан и компани» на земельный участок площадью 3,50 га. Суд также обязал Госрегистр выдать Госакт о праве частной собственности на указанный земельный участок.

В данном случае считаем, что судом было принято необоснованное решение, так как существует порядок предоставления земель в частную собственность уполномоченным органом, т.е. согласно Положения «О порядке проведения торгов по предоставлению земельных участков в курортно- рекреационной зоне Иссык-Кульской области, находящихся в государственной собственности, для строительства курортных, лечебно-оздоровительных и туристических объектов и объектов сервиса» утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 21 июля 2004 года N 547, продажа права собственности и пользования, в том числе и на условиях аренды, на земельные участки через открытые торги производится государственной администрацией Ыссык-Кульской области.

Также согласно ст. 233-5 Гражданского кодекса КР Земельные участки и находящееся на них недвижимое имущество могут предоставляться их собственниками другим лицам в постоянное или срочное пользование, в том числе в аренду. Лицо, не являющееся собственником земельного участка (землепользователь), осуществляет принадлежащее ему право пользования земельным участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не являющееся собственником земельного участка, не вправе распоряжаться этим участком.

Необходимо отметить, что в судебном заседании представитель Госрегистра Осмонов А.Ы. частично признал исковые требования, т.е. не возражал в удовлетворении заявления, оставив удовлетворение иска на усмотрение суда, кроме того, из материалов дела видно, что данное решение не обжаловано.

-          Решением Иссык-Кульского районного суда (председательствующий Токтомамбетов А.Ж.) от 13.07.2007 года по делу № ГД 402/07-и-4 по иску Асеинова Кубатбека на основании постановления Бостеринской сельской управы от 21.06.1998 года № 36 о закреплении земельного участка площадью 5 га для строительства базы отдыха рекреационного назначения из неосвоенных земель в нижней части сада конного завода № 54 Бостеринской сельской управы, было признано право собственности и принято решение, обязывающее Госрегистр выдать Госакт о праве частной собственности, которое ранее постановлением Иссык-Кульской райгосадминистрации № 481 от 15.09.1998 года было отменено и предоставлено Касымову Т., Сейталиеву У., Жамакеевой С., Акаеву А.А., Жаманбаеву М., Жамакееву М., Аширкулову М., Акаевой Б.А., и по иску Молдошева Темира, которое в последствии решением Иссык-Кульского межрайонного суда было признано недействительным.

В данном случае судом было принято решение, несмотря на пояснения представителей ответчиков Госрегистра Осмонова А. и Бостеринской сельской управы Кичинемолдоевой Т. о том, что существует порядок предоставления в частную собственность уполномоченным органом, т.е. согласно Положения «О порядке проведения торгов по предоставлению земельных участков в курортно- рекреационной зоне Иссык-Кульской области, находящихся в государственной собственности, для строительства курортных, лечебно-оздоровительных и туристических объектов и объектов сервиса» утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 21 июля 2004 года N 547, продажа права собственности и пользования, в том числе и на условиях аренды, на земельные участки через открытые торги производится государственной администрацией Иссык-Кульской области. При этом, судом была сделана ссылка лишь на ст. 3 Гражданского кодекса КР, о том, что Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Хотя нормативный правовой акт - это письменный официальный документ установленной формы,  принятый  правотворческим  органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм, т.е. общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение. Из этого следует, что вышеуказанное постановление Бостеринской сельской управы является ненормативными актом, так как предоставление права на земельный участок в курортной зоне - исключительная прерогатива Правительства Кыргызской Республики. 

Также суд не обратил внимания на то, что данный земельный участок находится на территории курортной зоны. И в соответствии с пунктом 51 Положения «О порядке использования земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения в Республике Кыргызстан», утвержденного Постановлением Правительства от 12.10.1992 года № 502, отвод земельных участков под строительство лечебных и оздоровительных учреждений в курортных зонах осуществляется Правительством Кыргызской Республики по согласованию с облгосадминистрацией.

        В п. 49 вышеназванного положения указано «Землями оздоровительного и рекреационного назначения признаются земли, предоставленные в пользование предприятиям, организациям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач (организация курортов, профилакториев, санаториев, домов и баз отдыха, туристических баз, мест массового отдыха и т.п.).

        В данном случае считаем, что права у Асеинова Кубатбека не возникали, а принятие постановления Бостеринской сельской управой не является основанием для защиты невозникшего права пользования земельным участком, так как сельская управа не имела на то компетенции.

Асеинов Кубатбек оспаривал право пользования земельным участком, хотя у него не было правоустанавливающего документа уполномоченного государственного органа (т.е. Правительства Кыргызской Республики) на пользование земельным участком для последующего оформления в Госрегистре.   

-          Решением Межрайонного суда Иссык-Кульской области от 30 марта 2007 года по делу № ЭД-93/07-МИ иск АОЗТ «Дом отдыха «Алтын-Кум» к Иссык-Кульскому районному управлению по землеустройству и регистрации прав на недвижимое имущество о выдаче Государственного акта о праве частной собственности на земельный участок площадью 10 га, закрепленный за ранее приватизированным пансионатом «Алтын-Кум», удовлетворено (председательствующая Асанова К.). На данное решение подается кассационная жалоба в облсуд.

-          Решением Иссык-Кульского районного суда (председательствующий Аскаров Р.А.) от 20.02.2007 года по иску ОсОО «АТА-КЕНТ ЛТД» на основании постановления Иссык-Кульской райгосадминистрации от 11.06.1997 года № 218 за Совместным Кыргызско-Турецким ОсОО «АТА-КЕНТ ЛТД» был закреплен земельный участок парко-пляжной зоны размером 50,9 га для строительства курортно-рекреационного комплекса, на что был выдан Госакт на право пользования землей № 578 от 11 июня 1997 года, признано право частной собственности и обязало Госрегистр выдать Госакт о праве частной собственности, Иссык-Кульскому управлению архитектуре произвести необходимые оформления документов на земельный участок.

        В судебном заседании представитель райгосрегистра Осмонов А.И. иск признал частично и пояснил, что большая часть этих земель предоставлены другим лицам постановлениями Правительства и через аукционы, вследствие чего возможно только предоставить другой равноценный земельный участок. Представитель управления архитектуры Усупова В.Д. иск признала полностью и посчитала возможным иск удовлетворить.

        В данном случае считаем, что судом было принято решение необоснованно, без привлечения заинтересованных лиц, так как данные земельные участки ранее были предоставлены другим лицам через открытые торги и постановлениями Правительства.

Более того, судом не было принято во внимание и то, что данный земельный участок находится на территории курортной зоны. И в соответствии с пунктом 51 Положения «О порядке использования земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения в Республике Кыргызстан», утвержденного Постановлением Правительства от 12.10.1992 года № 502, отвод земельных участков под строительство лечебных и оздоровительных учреждений в курортных зонах осуществляется Правительством Кыргызской Республики по согласованию с облгосадминистрацией.

        В п. 49 вышеназванного положения указано «Землями оздоровительного и рекреационного назначения признаются земли, предоставленные в пользование предприятиям, организациям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач (организация курортов, профилакториев, санаториев, домов и баз отдыха, туристических баз, мест массового отдыха и т.п.).

        Права у ОсОО «АТА-КЕНТ ЛТД» на данный земельный участок не возникали, а принятие постановления Иссык-Кульской райгосадминистрацией является незаконным, так как в то время данный вопрос не входил в компетенцию райгосадминистрации.

        Имеется и ряд других аналогичных незаконно принятых Решений Иссык-Кульского районного и межрайонного судов:

- От 25.06.2007 года по делу № ГД 340/07-и-4 по иску ОсОО «КРКСП Агро Органик» на основании постановления Иссык-Кульской райгосадминистрации от 06.11.2002 года № 424 предоставленного земельного участка площадью 27 га во временное пользование сроком на 49 лет, в связи с приобретением имущественного комплекса оздоровительной базы «Чайка», который был реализован фондом госимущества от 03.04.2000 года № 468 с правом выкупа расположенного в курортном комплексе Сары-Ой, также признано право частной собственности и обязало госрегистр выдать госакт на праве частной собственности.

- От 14.02.2007 года по делу № ГД 127/07-и-4 по иску ОсОО «Багода» на основании договора аренды с последующим выкупом имущественного комплекса пансионата «Кыргыз Таны», находящегося в селе Кош-Кол, между Иссык-Кульским областным фондом Госимущества и ОсОО «Токмакский консервный завод» от 30.12.1999 года № 28. Затем все права и обязанности ОсОО «Токмакский консервный завод» были переданы в ОсОО «СКПП Багода». 13.02.2007 года Фондом госимущества имущество комплекса пансионата «Кыргыз Таны» было передано в собственность ОсОО «СКПП Багода», однако при приватизации данного пансионата земельный участок не входил в оценку. Судом признано право частной собственности и принято решение, обязывающее госрегистр выдать госакт о праве частной собственности на закрепленную за пансионатом землю площадью 12,95 га, в т.ч. на паркопляжную зону площадью 3,28 га во временное пользование.

- Решением межрайонного суда Иссык-Кульской области от 02.11.2005 года по делу №ЭД 270/05-МИ (председательствующий Асанова К.Т.) по иску ОсОО «Евразия» к Иссык-Кульской райгосадминистрации, в обосновании указано, что постановлением Иссык-Кульской райгосадминистрации от 13 июля 2005 года № 344 были отменены постановления райгосадминистрации от 28.09.2001 г. № 405, от 15.05.2003 г. № 177, от 13.01.2005 г. № 9, которыми были предоставлены в связи с изменением владельца пансионата «Бермет» на основании договора купли-продажи от 18.06.2001 г. № 61 земельный участок пансионата «Бермет» общей площадью 35 га, из них 29,1 га на 49 лет и 5 га – парко-пляжной зоны на условиях аренды на 5 лет, было удовлетворено полностью.

В основном, суды при рассмотрении дел, связанных с земельными спорами находящихся в курортных зонах, не обращают внимание на то, что в соответствии с п. 10 ст. 20 Земельного Кодекса Кыргызской Республики, решение вопросов о порядке использования земель особо охраняемых территорий, а именно земель курортной зоны, входят в компетенцию Правительства Кыргызской Республики. Следовательно, вопросы о предоставлении земель в курортной зоне могут решаться только на уровне Правительства Кыргызской Республики.

С 1992 года действует порядок предоставления земельных участков, находящихся в курортных зонах, в соответствии с пунктом 51 Положения «О порядке использования земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения в Республике Кыргызстан», утвержденного Постановлением Правительства от 12.10.1992 года № 502, отвод земельных участков под строительство лечебных и оздоровительных учреждений в курортных зонах осуществляется Правительством Кыргызской Республики по согласованию с облгосадминистрацией.

        В п. 49 вышеназванного положения указано «Землями оздоровительного и рекреационного назначения признаются земли, предоставленные в пользование предприятиям, организациям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач (организация курортов, профилакториев, санаториев, домов и баз отдыха, туристических баз, мест массового отдыха и т.п.).

Более того, суды принимают решение, основываясь лишь на Постановлениях Иссык-Кульской районной государственной администрации и Постановлениях айыл окмоту, которыми были выделены земельные участки в курортных зонах незаконно. Так как предоставление права на земельный участок в курортной зоне - исключительная прерогатива Правительства Кыргызской Республики.  А также предоставление земельных участков в курортно-рекреационной зоне, находящихся в государственной собственности, для строительства курортных, лечебно-оздоровительных и туристических объектов и объектов сервиса, с ограничениями, установленными законодательством КР путем проведения открытых торгов облгосадминистрацией согласно Положения «О порядке проведения торгов по предоставлению земельных участков в курортно-рекреационной зоне Иссык-Кульской области, находящихся в государственной собственности, для строительства курортных, лечебно-оздоровительных и туристических объектов и объектов сервиса» утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 21 июля 2004 года N 547.

А также признают право частной собственности на земельные участки за лицами, которым ранее они были предоставлены на условиях аренды, или органами по управлению госимуществом, хотя земельный участок не входил в оценку имущественного комплекса.

Таким образом, считаем, что суды своими решениями предоставляют в частную собственность земельные участки, в нарушение ст. 4, 25, 29, 31, 32 Земельного кодекса КР, согласно которым предоставление земельного участка осуществляется уполномоченным органом, в число которых суды Кыргызской Республики согласно п. 14 ст. 1 Земельного кодекса КР не входят.   

 

P.S. Когда же судьи прекратят обкрадывать государство и собственный народ???