Кыргызстан. Фемида ля комедия?

добавлен 30 мая 2012 13:38
просмотров 925

 

 

 

В Кыргызстане после долгих и весьма эмоциональных прений депутаты парламента, собрав необходимый для голосования кворум, одобрили пакетом два конституционных закона - «О статусе судей» и «О Конституционной палате». От принятия этих документов, собственно, и зависела дальнейшая судьба реформы третьей ветви власти.

Без них Совет по отбору судей не мог объявить конкурс для претендентов на присутствие в коллегиях Верховного суда и судов первой и второй инстанций. Собственно, и сейчас он не в состоянии это сделать. Пока президент страны не подпишет вышеуказанные акты, об отборе кандидатов говорить не приходится.

Палата преткновения

«В течение 10 дней после подписания мы объявим конкурс, который будет проходить в три этапа. Подавать заявки на участие в нем могут и отобранные нами ранее кандидаты, которые были забракованы еще экс-президентом переходного периода Розой Отунбаевой. Как только мы отберем 29 претендентов на вакансии в Верховном суде, список будет направлен в Жогорку Кенеш на утверждение», - пояснил председатель Совета по отбору судей Шамарал Майчиев.

А вот что касается Конституционной палаты, то здесь опять, как говорится, «дело ясное, что дело темное». Напомним, члены совета в прошлом году отобрали 11 претендентов. Но после того как Роза Отунбаева восьмерым из них по результатам своего собеседования поставила «неуд», в ЖК на утверждение  были отправлены только трое. Одного из них - Таштемира Чилдебаева - депутаты не поддержали.

«Однако эти восемь кандидатур нам на повторное рассмотрение так и не вернули. Они «перешли» уже к Алмазбеку Атамбаеву. Как решит он, сказать не могу. Если также забракует, мы объявим конкурс, если вернет - рассмотрим», - сказал Шамарал Майчиев.

Все чаще создается впечатление, что властям страны появление Конституционной палаты вовсе не выгодно. Она просто не заинтересована в ее появлении. Ведь не исключено, что первые заявления, поданные в КП, будут касаться злополучных декретов временного правительства, из скорлупы которого и вылупилась сегодняшняя управленческая элита. Наверняка заявители примутся оспаривать эти сомнительные документы «революционного времени». А это значит, что под угрозой распада может оказаться вся неумело сотканная нынешняя государственная система - начиная с Конституции, принятой на основании декрета, до парламента пятого созыва, на этой же базе избранного.

Битый небитого везет

«Еще непонятен момент и с самим советом по отбору. Ведь четверо его членов на основании закона были исключены. А новые так и не представлены. Как же при отсутствии кворума этот совет будет отбирать судей? Легитимны ли будут оценки его представителей?» - задался справедливым вопросом эксперт Эркинбек Кайыпов.

Кстати, сам его председатель Шамарал Майчиев говорил, когда совет лишился «великолепной четверки», которые были еще и председателями местных судов, что конкурс по отбору не будет объявлен до тех пор, пока не укомплектуется состав совета. «Новые кандидатуры нам должен представить Совет судей», - добавил он.

Однако позже выяснилось, что для объявления конкурса достаточно и 20 членов совета. Причем ни в одном из законов эта норма не прописана, и чем руководствовался Майчиев, решивший все же без полного состава экзаменовать потенциальных претендентов, непонятно. «Сейчас главное, чтобы президент КР подписал принятые парламентом законы, тогда мы сможем назначать отбор. Нам понадобится 40 дней: 10 от подписания и 30 - до завершения всего процесса, чтобы определиться с кандидатурами. Но пока документы не завизированы президентом, мы не можем даже разработать положение о конкурсе», - сказала заместитель главы совета Джамиля Нурумбетова.

А счастье было так возможно...

Повис в воздухе и вопрос о том, будет ли глава государства тестировать отобранных советом кандидатов, как это сделала его предшественница Роза Отунбаева, из-за чего, собственно, и возникла коллизия, или список отправится к законотворцам без атамбаевской резолюции.

«В законе, кстати, пункта о собеседовании нет. А у нас что не запрещено, то разрешено. Думаю, Алмазбек Атамбаев все-таки внимательно изучит все представленные ему советом кандидатуры», - предположил председатель парламентского комитета по судебно-правовым вопросам и законности Токтогул Туманов.

Советник президента Фарид Ниязов отметилчто глава государства поступит в соответствии с законом. «Я не знаю, в какой форме он будет изучать кандидатуры, отобранные советом. Но эта процедура пройдет исключительно в рамках действующего законодательства. Его функция - помочь соответствующим органам отобрать квалифицированных судей», - добавил чиновник.

Не по любви и без согласия

Понятно, что «верхи» не доверяют сформированному парламентом совету. И не без причин. Тот же Шамарал Майчиев неоднократно говорил в СМИ о небезупречном поведении и сомнительной биографии некоторых членов возглавляемого им органа. К тому же совет должен был формироваться из судей и представителей гражданского общества. Однако на деле гражданский сектор такого права лишили. Это было сделано фракциями Жогорку Кенеша, которые не обеспечили открытость процедуры отбора кандидатов. Хотя в законе речь идет только о коалиции и оппозиции, но никак не о фракциях.

Отсюда, вероятно, и  зависимость от «партийных боссов». И, по всей видимости, имеют под собой реальную основу утверждения о том, что в Совете по отбору судей сложилась группа выборщиков, которая помогала «протащить» своих кандидатов в Верховный суд и Конституционную палату. Ведь именно поэтому Шамарал Майчиев, говоря о желании уйти в отставку, посчитал, что ни о каком качественном отборе претендентов в судейский корпус не может быть и речи, если члены совета сами не имеют безукоризненную репутацию, а значит не могут быть беспристрастными при принятии решений. Итоги голосования по кандидатурам в высший судейский корпус, которые отдельные представители совета так хотели скрыть, подтвердили, что как минимум 15 его членов действовали согласованно.

В свое время противостояние и повлекло кризис судебной системы. Взаимоотношения депутатов Жогорку Кенеша, аппарата президента и членов Совета по отбору судей напоминало игру в кошки-мышки. Каждая из сторон пыталась доказать, что вся правда о судебной реформе на ее стороне. В итоге перетягивание каната довело ситуацию с переформатированием судебной ветви власти до критической. Это ли не был судебный апокалипсис?

Это красивое слово «реформа»

«Если в Кыргызстане нет собственного потенциала для продвижения судебной реформы, эту тему надо вообще отложить», - заявила ИА «24.kg» депутат парламента Галина Скрипкина. Так она прокомментировала представленные рабочей группой отдельные тезисы, изложенные в концепции судебной реформы. «Тезис о том, что донорское сообщество готово поддержать страну в укреплении независимости судебной власти, следовало бы опустить, если есть хоть немного своего потенциала. Во-первых, готовы ли они нас поддержать в других вопросах судебной реформы? Во-вторых, если у нас нет собственного потенциала, то тему реформы судебной власти необходимо отложить и не махать руками», - считает она.

Галина Скрипкина добавила, что непонятен и тезис об отсутствии единого центра принятия решений, оказывающего давление на судебную систему. «То есть произошла децентрализация, и теперь нет единого центра, а есть множество низовых структур давления на судебную систему?» - задается вопросом член фракции СДПК.

А в том, что судебная реформа действительно состоится и благие намерения не останутся на бумаге в виде не обязательных для исполнения рекомендаций, сомневаются не только народные избранники и представители гражданского сектора, но и простые смертные, не обремененные портфелями и тугими кошельками... 

28/05/12 08:12, Бишкек – ИА «24.kg», Дарья ПОДОЛЬСКАЯ
Ссылка на новость: http://www.24kg.org/community/129836-kyrgyzstan-femida-lya-komediya.html