Зачем такое наказание?!

добавлен 18 декабря 2017 18:58
просмотров 2273

 

 

ОО «Институт общественного анализа» вот уже на протяжении более 5 лет проводит непрерывный мониторинг открытых судебных заседаний, анализ и обобщение по некоторым делам. Изучение некоторых приговоров по уголовным делам с назначением дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности показало, что суды, вынося такое наказание как бы «оставляют народ и государство в дураках» и вот почему.

В соответствии со статьей 46 УК Кыргызской Республики дополнительное наказание в виде «лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено судом на срок от одного года до пяти лет в качестве основного наказания или на срок от одного года до трех лет в качестве дополнительного наказания».

Лишение права занимать определенные должности состоит в том, что бы осужденному запретить занимать должности на государственной службе или в органах местного самоуправления. Согласно ч. 3 ст. 46 УК КР «при назначении этого наказания в качестве дополнительного к лишению свободы, содержанию в дисциплинарной части течение срока начинается после отбытия основного наказания, установленного приговором. При назначении лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного к другим видам наказания, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу».

Так из приговоров видно, что по должностным преступлениям (преступлениям против государственной власти)  суд выносит дополнительное наказания в виде лишения права занимать определенные должности на срок от одного года до трех лет.

Например: из приговора от 30 октября 2017 года в отношении сотрудников правоохранительных органов, следует что их признали виновными в совершении преступления предусмотренного ч. 1 статьи 305 УК КР (менее тяжкое преступление) и назначили наказание в виде штрафа в размере двух тысяч расчетных показателей, то есть 200000 (двести тысяч) сом с лишением права занимать должности в правоохранительных органах сроком на 2 (два) года.

Согласно статье 7 закона Кыргызской республики «Об органах внутренних дел Кыргызской Республики» от 11 января 1994 года № 1360-XII сотрудником органов внутренних дел может быть гражданин Кыргызской Республики не имеющий судимость за уголовные преступления, независимо от того погашена или снята эта судимость.

Также закон Кыргызской республики "О прокуратуре Кыргызской Республики" от 17 июля 2009 года N 224 в статье 45 предусматривает, что лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если имеет или имело судимость за уголовные преступления, независимо от того, погашена или снята судимость.

 Получается, что суд запрещает занимать определенные должности осужденному гражданину, тогда как вышеуказанные законы уже исключают эту возможность.

Например: из приговора от 17 ноября 2017 года гражданин приговорен по части 1 статьи 308 УК КР к штрафу и к лишению права занимать должности в государственных органах на срок до 3 (трех) лет.

В соответствии с Законом Кыргызской Республики "О государственной гражданской службе и муниципальной службе" от 30 мая 2016 года № 75 в статье 19 одним из требований, предъявляемых к государственным гражданским служащим и муниципальным служащим является то, что служащим не может быть лицо имеющее судимость, не снятую или не погашенную в установленном законодательством порядке.

Так согласно статьи 76 УК Кыргызской Республики лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. В данном случае судимость погашается:

 (3-1) Судимость лиц, осужденных за совершение преступлений, предусмотренных статьями 224, 225 и 303-315 настоящего Кодекса, к основному наказанию в виде штрафа, погашается в соответствии с пунктами 3, 4, 5, 6 части 3 настоящей статьи после полного исполнения наказания.

4) в отношении лиц, осужденных за менее тяжкие преступления, - по истечении пяти лет после отбытия наказания;

5) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.

Данное преступление (часть 1 статьи 308 УК КР) относится к тяжким преступлениям, и судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания, этот срок получается с ноября 2017 года по ноябрь 2025 года, тогда как судом это право ограничено с ноября 2017 года по ноябрь 2020 года.

То есть вышеуказанный закон "О государственной гражданской службе и муниципальной службе" предъявляет к государственным гражданским служащим и муниципальным служащим такие требования, при которых также исключена эта возможность, то есть в те сроки, которые указаны в приговоре.

Получается, что суд запрещает занимать определенные должности осужденному гражданину, тогда как вышеуказанные законы уже исключают эту возможность.

Мы обратились за разъяснениями о сложившейся судебной практике при назначении дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности к Председателю Верховного Суда Кыргызской Республики Токбаевой А. А. На наше письмо мы получили ответ за подписью Заместителя Председателя Верховного суда Кыргызской Республики, Председатель судебной коллегии по уголовным делам и делам об административных правонарушениях Эсенканова Качыке который отписался:                                                                                                                                                                        

 «Согласно ст. 31 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», в случае обнаружения неясностей в нормативных правовых актах, неправильной или противоречивой практики их применения, дается официальное толкование (разъяснение). Официальное толкование (разъяснение) нормативного правового акта или его структурного элемента, за исключением Конституции, осуществляется нормотворческим органом или должностным лицом, принявшим или издавшим этот акт, путем принятия нормативного правового акта.

В соответствии со ст. 96 ч. 1 Конституции Кыргызской Республики, Верховный суд Кыргызской Республики является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, экономическим, административным и иным делам и осуществляет пересмотр судебных актов местных судов по обращениям участников судебного процесса в порядке, определяемом законом.

В этой связи, вопрос о даче разъяснения по структурным элементам УК Кыргызской Республики, не входит в компетенцию Верховного суда Кыргызской Республики».

Вроде бы мы в своем письме хотели обратить внимание на сложившуюся судебную практику при назначении дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности, которая нецелесообразна и не достигает своей цели как восстановления социальной справедливости, исправления осужденных… Но из ответа видно, что наши доводы не были услышаны… А жаль, ведь мы же ссылались на судебные акты и законы.

Если посмотреть в масштабе всей судебной системы, сколько приговоров выноситься, обжалуется и т.д. то это все вызывает чувство имитации бурной деятельности, от которой государству и простому народу нет никакой пользы.

Также на судебных заседаниях гособвинитель просит помимо основного наказания назначить дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности сроком на 1-3 года. Данная практика также заставила нас обратиться, к Генеральному прокурору Джолдубаевой И. Ы. с просьбой разъяснить нам, зачем требовать у суда назначения такого наказания, которое итак исключено законом.  

P.S. Кому и зачем нужна сложившаяся судебная практика по применению дополнительного наказания, если она не достигает своей цели? Кого дурят прокуроры и судьи прося, а затем назначая такое наказание. Мы выступаем в защиту государства и народа и просим остановить такую «бурную деятельность».