Президент Кыргызской Республики Атамбаев А. Ш. подписал закон Кыргызской Республики «О статусе судебных исполнителей и об исполнительном производстве»

добавлен 17 февраля 2017 15:58
просмотров 2419

 

 

В целях реализации Указа Президента Кыргызской Республики «О мерах по совершенствованию правосудия в Кыргызской Республике» от 8 августа 2012 года № 147, были сформированы экспертные рабочие группы для разработки законопроектов, направленных на совершенствование процессуальных и иных норм права при отправлении правосудия.

Глава государства подписал Закон Кыргызской Республики «О статусе судебных исполнителей и об исполнительном производстве», который был разработан экспертной рабочей группой в составе:

1. Сатаров Улан Мелисович, Эксперт проектов ПРООН, адвокат, руководитель группы;

2. Баймагамбетова Майра Алжановна, Главный специалист Главного управления по разработке проектов НПА и экспертизе законопроектов Министерства юстиции КР;

3. Боромбаев Мирлан Искакович, Частнопрактикующий юрист;

4. Медеров Азирет Баратович, Зав. отделом документационного оборота Судебного департамента при Верховном суде КР;

5. Султаналиев Нурлан Турусбекович, Зам. руководителя аппарата Верховного суда КР;

6. Тилекеева Аида Мейманалиевна, Судья Первомайского районного суда г. Бишкек;

7. Чалбаев Уланбек Акматович, Начальник отдела представительства в судах управления по

поддержанию государственного обвинения и представительства в судах Генеральной прокуратуры КР;

8. Шамилов Максат Шамилович, К.ю.н, доцент Юридического института КНУ им. Ж. Баласагына.

 

Задачей исполнительного производства является восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц.

Закон устанавливает правовой статус судебных исполнителей:

- требования, предъявляемые к претенденту на должность судебного исполнителя;

- порядок назначения на должность и освобождения от должности судебных исполнителей;

- полномочия, права и обязанности судебных исполнителей;

- социальные гарантии деятельности судебных исполнителей;

- ответственность судебных исполнителей.

Принятый Закон также определяет правовые, организационные и экономические основы исполнительного производства, условия и порядок добровольного и принудительного исполнения  исполнительных документов.

В соответствии с принятым Законом исполнительными документами являются:

1) исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, в том числе по приговорам судов в части имущественных взысканий (далее – исполнительные листы);

2) судебные приказы;

3) определения суда и постановления судьи, вынесенные в порядке обеспечения иска, возмещения ущерба и возможной конфискации имущества, а также по делам о нарушениях;

4) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;

5) исполнительные надписи нотариусов;

6) постановления, вынесенные государственными органами, органами местного самоуправления или должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела о нарушениях в части имущественных взысканий;

7) удостоверения, выдаваемые на основании решений комиссий по трудовым спорам и профсоюзных органов;

8) постановления судебного исполнителя о взыскании денежного принуждения, наложении денежного взыскания в виде исполнительского сбора, о взыскании расходов по исполнению;

9) акты иных государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц в случаях, предусмотренных законом.

При подготовке проекта принятого Закона во главу угла были поставлены вопросы, связанные с минимизацией правовых норм, способствующих созданию условий для злоупотреблений со стороны судебных исполнителей. В связи с чем нормы Закона направлены на пересмотр полномочий судебных исполнителей в сторону расширения и закрепления обязанностей взамен установления полномочий судебных исполнителей по формуле «вправе».

Неисполнение либо ненадлежащее исполнение судебным исполнителем возложенных на него должностных обязанностей и полномочий, совершение судебным исполнителем проступков и правонарушений влечет установленную законодательством Кыргызской Республики ответственность.

Решения, действия (бездействие) судебного исполнителя могут быть обжалованы главному судебному исполнителю области, Главному судебному исполнителю или в суд.

Ущерб, причиненный судебным исполнителем, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Кыргызской Республики.

Законом закреплены порядок и условия наложения ареста на имущество должника, в том числе, на денежные средства, вклады и иные ценности, находящиеся в банке и финансово-кредитном учреждении (статьи 55, 56 Закона).

Судебный исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, накладывает арест на имущество должника.

Арест имущества должника (за исключением ареста, исполняемого регистрирующим органом, ареста денежных средств, находящихся на счетах в банке, ареста ценных бумаг и денежных средств, находящихся у профессионального участника рынка ценных бумаг на счетах, указанных в статье 69 Закона) производится судебным исполнителем с участием понятых с составлением акта об аресте имущества.

Судебный исполнитель на основании судебного акта накладывает арест на  денежные средства, вклады и иные ценности должника, находящиеся в банке в размере, необходимом для удовлетворения требований взыскателя и взыскания возможных расходов по исполнительному производству, в том числе для взыскания исполнительского сбора. 

Постановление о наложении ареста на денежные средства должника, вклады и иные ценности может быть обжаловано в порядке, установленном принятым Законом.

Банк или финансово-кредитное учреждение обязаны незамедлительно исполнить судебный акт о наложении ареста на денежные средства, вклады и иные ценности должника и сообщают судебному исполнителю о размере арестованных денежных средств, вкладов и иных ценностей должника.

Закон в качестве новшества устанавливает возможность отслеживания имущественного положения должника путем выставления соответствующих запросов (сторожевых карточек) в регистрирующие органы с требованием сообщать судебному исполнителю или в уполномоченный орган (Судебный департамент) об улучшении имущественного положения должника.

Нормы также устанавливают возможность ограничения на выезд должника за пределы Кыргызской Республики. Данные положения имеются в действующем законодательстве об исполнительном производстве и на практике показали свою эффективность в деле принудительного исполнения исполнительных документов.

Сроки и порядок вступления в силу принятого Закона предусмотрен Законом Кыргызской Республики «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Кыргызской Республики, Административно-процессуального кодекса Кыргызской Республики, Закона Кыргызской Республики «О статусе судебных исполнителей и об исполнительном производстве» - с 1 июля 2017 года.

 

30 января 2017 г.