Кто в Кыргызстане терроризирует судей?

добавлен 24 февраля 2012 19:33
просмотров 908

 

 

 

На днях на заседании комиссии по выработке согласованных предложений по дальнейшему реформированию судебной системы ее председатель и лидер парламентской фракции «Ата Мекен» Омурбек Текебаев заявил, что судьям в КР приходится работать в условиях террора: прокуроров, свидетелей, подсудимых избивают, в адрес судей звучат угрозы.

«Служители Фемиды вынуждены принимать решения под давлением. А независимость, - сказал парламентарий, - подразумевает физическую и морально-психологическую неприкосновенность».

Кто, по-вашему, терроризирует судей? С таким вопросом корреспонденты ИА «24.kg» обратились к своим респондентам.

Табылды Акеров, политолог:

- Действительно, многим судьям сегодня приходится нелегко. Даже если человека поймали с поличным, он все равно доказывает свою невиновность. Родственники подсудимых могут запросто врываться в зал заседаний и давить на работников Фемиды. Но родня эта сама не догадалась бы прийти, если бы задержанные коррупционеры не заплатили ей и другим своим соплеменникам деньги. Поэтому судьям нужна неприкосновенность. Но лишь в том случае, если мы будем на 100 процентов уверены в их честности и стремлении работать на совесть. Ведь известны случаи, когда судьи сами вымогают деньги у одной или другой стороны. В рамках судебной реформы следует выработать механизмы, позволяющие отслеживать процесс принятия решений.

Марина Гайнанова, адвокат, город Ош:

- Да кому нужны наши судьи? Такие случаи были лишь во время массовых беспорядков на юге Кыргызстана в июне 2010 года. Если они будут выносить справедливые и обоснованные решения, то никто им не будет угрожать. Но сейчас среди служителей Фемиды принято все время оправдываться. Я недавно участвовала в процессе, правда была на нашей стороне, и мы были уверены в победе. Но судья, прежде чем зачитать решение, начал оправдываться: мол, его можно обжаловать в высших инстанциях. Это коррупция, она была, есть и будет, но это уже другой вопрос.

Орозбек Молдалиев, политолог:

- Сами судьи жалуются, что им звонят, угрожают родственники задержанных, криминальные авторитеты. Да и участники процессов ведут себя весьма агрессивно. Просто в обществе утеряно чувство уважения к судебной власти, поскольку все знают, что работников суда можно купить. Но кто же приучил их к взяткам? Ответ прост: сами люди, и это отношение необходимо менять всем вместе.

 

Айбек Чекошев, адвокат, главный редактор газеты «Общественный рейтинг»:

- Полностью согласен с мнением Омурбека Текебаева. Действительно, на судей оказывают давление представители сторон, заинтересованные лица, чиновники. Это происходит из-за неуважения к госорганам, судебной и правоохранительной системам. Одна из сторон всегда будет недовольна судебным решением. В США, например, даже близко подходить к дому судьи запрещено, это уже считается нарушением закона. У нас же судей могут оскорбить даже во время заседаний. Вообще за такие умышленные действия, грубо нарушающие права судьи или участников процесса, в соответствии с УК КР не только можно, но и нужно привлекать к уголовной ответственности. За угрозу в отношении судьи должно применяться более весомое наказание, чем сейчас, так как судья действует от имени государства.

Увы, но судьи часто сами допускают такое отношение к себе. Уверен, что заявления о фактах угроз и оскорблений они вряд ли пишут, так как сами мало верят в работу нашей правоохранительной системы. Поэтому я полностью поддерживаю идею введения института судебных приставов, в задачи которых будет также входить обеспечение безопасности судей. Корни этой проблемы слишком глубоки. Уважение не только к себе, но и представителям госорганов нужно воспитывать с детства.

Марат Султанов, руководитель аппарата ЦИК:

- Сегодня только ленивый не критикует судебную систему в стране. Активные граждане, представители НПО, депутаты всех уровней вдруг стали экспертами в области судебно-правовой реформы и указывают на ее недостатки. Между тем, как госслужащий и бывший судья, я могу с уверенностью сказать, что порядочных людей в системе правосудия немало.

Порой сами граждане, чиновники, депутаты - то бишь заинтересованные лица - начинают звонить и узнавать, как можно «развести» то или иное дело в суде. На судью действительно оказывают моральное, психологическое, финансовое, а порой и физическое давление. Это было и есть. Но согласен: ситуацию надо менять в корне.

Необходимо создать такие условия, чтобы нарушать закон было невыгодно. Понятно, что вопрос требует и финансового разрешения. К примеру, месячная зарплата районного судьи - около 15 тысяч сомов. Плохо оплачивается труд работников аппарата судов - как правило, это около 5 тысяч сомов. Если бы судьи получали достойную зарплату, были бы уверены в своей неприкосновенности, а по выслуге лет получали бы хорошую пенсию, то, уверен, они не поддавались бы давлению, в том числе и финансовому.

Неэтично, когда депутаты - представители одной из ветвей власти - порочат своими заявлениями другую ветвь власти. У стула должно быть как минимум три ножки, так и государство должно держаться на трех ветвях власти.

Нурбек Токтакунов, директор партнерской группы «Прецедент»:

- Судьи хотят абсолютных гарантий своей безопасности. Но представьте себе, если солдат не выйдет на службу, пока ему не обеспечат охрану. Да, порой солдаты погибают. Судья - это тоже экстремальная профессия. Всегда на судей давили чиновники, заинтересованные лица и даже криминал. Если они не готовы к таким экстремальным условиям, то должны уходить с этой работы.

Суть обновления судебной системы в том, чтобы пришли люди, которые не ищут гарантий безопасности. Для которых самая лучшая защита - это законность принятого ими решения.

Почему в стране всегда выстраивалась очередь за судейскими должностями? Потому что это было теплое, уютное и прибыльное место. Раньше, до 7 апреля, существовал единый монопольной центр власти - «семья», который и обеспечивал судей защитой. Главное было - вовремя «отмечаться» (собирались огромные, космические суммы) и правильно реагировать на звонки «сверху». Теперь, в условиях политической конкуренции, судьи поняли, что это экстремальная профессия. Сегодня они помогут Бабанову, а завтра - Папанову. Выход здесь такой: набирать в судейскую систему молодые кадры. Найдется 400 экстремалов - хорошо. Нет - так нам и надо: судебной системы не будет, и порядка не будет.

Рита Карасартова, директор ОО «Институт общественного анализа»:

- Вопрос независимости судебной власти сегодня стоит крайне остро. Но он возник не сегодня, это результат 20 последних лет. Давить на судей мог президент, его аппарат и приближенные к аппарату. Сегодня в этот список попали и депутаты парламента: они возомнили, что наделены телефонным правом. Телефонное право - это тоже террор. А, как говорится, если сила есть - ума не надо. Тогда люди уже начинают угрожать напрямую. Последнюю точку в отборе членов Совета по отбору судей парламентарии хотят оставить за собой. Тогда судебная власть не сможет стать независимой. В один момент судья даже сможет оказаться между двумя силами, и тогда ему вообще несдобровать. Из ситуации есть один выход: принимать все решения справедливо, в рамках закона.

URL: http://www.24.kg/community/122336-kto-v-kyrgyzstane-terroriziruet-sudej....

URL: http://gazeta.kg/articles/2012/02/24/kto-v-kyrgyzstane-terroriziruet-sudey

Система Orphus