НЕСЕТ ЛИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК КР ПЕРЕД КЛИЕНТАМИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ?

добавлен 24 августа 2015 18:26
просмотров 1066

 

 

В общественную приемную Гражданского совета по контролю судебной реформы обратилась гражданка Сакиева Жылдыз, которая представляет интересы Абдикахарова Бекзата, который 3 и 4 июля 2015 внес деньги в Росинбанк и в АКБ «Кыргызстан» в общей сумме 12000 долларов для последующего их перевода в Португалию на имя конкретного получателя через систему денежных переводов  MoneyGram. Данный получатель в назначенную страну не вылетел и отправитель по договору имел право вернуть вложенные в банки средства, однако, явившись в банки узнал что деньги были сняты неизвестным получателем. После обращения в банки, отправитель получил от них категорический отказ в их ответственности за данный перевод и получил от них рекомендацию обратиться в правоохранительные органы Португалии.

Отправитель обратился в Национальный банк КР, который по закону должен осуществлять надзор и нести ответственность за деятельность коммерческих банков (в противном случае, зачем гражданам КР вообще относить свои средства в банковскую систему) и за это Национальный банк держит часть средств коммерческих банков как резервные требования и данные резервы должны обеспечивать некий страховой пул для возмещения убытков граждан причиненных коммерческими банками.

Национальный банк не ушел дальше своих поднадзорных учреждений и написал ответ отправителю, что банки направив переводы в указанном отправителем направлении, выполнили свои обязательства и не отвечают за агента – оператора в Португалии (между тем агенты – операторы по закону КР могут осуществлять деятельность на территории КР только по разрешению Национального банка КР) и предложили отправителю обратиться  непосредственно  в MoneyGram Рayment System, Inc. Ответ НБКР здесь.

Неужели представители коммерческих банков и Национального банка КР не знают законов на основании которых они сами осуществляют свою деятельность. Так согласно ст.21 Закона КР «О платежной системе КР» четко указывается что ответственность по исполнению обязательств по денежным переводам несет банк.  Кроме этого в Правилах  осуществления денежных переводов по системам денежных переводов в КР утвержденным Постановлением правления НБКР от 15 июля 2009 года п. 1.6 указывается что банк может заключить договор с другими учреждениями по предоставлению услуг населению по денежным переводам через систему денежных переводов (как и произошло  в этом случае с MoneyGram) и при этом указано что ответственность по исполнению обязательств  по денежным переводам несет банк.

P.S. Если коммерческие банки и Национальный банк КР в том числе, не работают по закону и написанным им же Правилам, кто будет нести ответственность по многочисленным переводам имеющим место быть на практике? Если система MoneyGram Рayment System ненадежная система переводов, КТО допустил его на рынок Кыргызстана? И тогда логичный вопрос, несет ли Национальный банк КР и коммерческие банки ответственность за другие системы денежных переводов? КТО же в КР защищает интересы вкладчиков и клиентов коммерческих банков или всем перейти на проверенный метод хранить и перевозить деньги в стеклянных банках?