ОТЧЕТ ПО МОНИТОРИНГУ ПРОЦЕССА ОТБОРА КАНДИДАТОВ В СОВЕТ ПО ОТБОРУ СУДЕЙ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЖОГОРКУ КЕНЕШЕМ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

добавлен 14 июля 2015 13:52
просмотров 1001

 

 

Гражданский совет по контролю судебной реформы

 

ОТЧЕТ

 

ПО МОНИТОРИНГУ ПРОЦЕССА ОТБОРА

КАНДИДАТОВ В СОВЕТ ПО ОТБОРУ СУДЕЙ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЖОГОРКУ КЕНЕШЕМ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

 

Рита Карасартова (координатор Гражданского Совета

по контролю судебной реформы)

Эрик Ирискулбеков (правовой эксперт)

 

г.Бишкек, 2015 г.

 

ОТЧЕТ

по мониторингу процесса отбора Жогорку Кенешем КР кандидатов в Совет по отбору судей КР 

 

 

1. Какими нормативно-правовыми актами регулируется процесс отбора членов СОС

 

Закон:

 

- Конституция КР от 27 июня 2010 г. (далее по тексту - Конституция КР);

- Закон КР «О Совете по отбору судей КР» от 13 июня 2011 года № 40 (далее по тексту -  СОС);

- Закон КР «О Регламенте Жогорку Кенеша КР» от 25 ноября 2011 года № 223 (далее по тексту - Регламент ЖК КР);

- Закон КР «О нормативных правовых актах КР» от 20 июля 2009 года № 241. 

 

Нарушения: Несмотря на то, что процедура отбора кандидатов в СОС вышеуказанными законами четко регламентирована, нередко, в практике ЖК КР допускал отклонение от законодательных процедур (например, в процессе первого отбора кандидатов в СОС в 2011 г., когда фактический отбор кандидатов был осуществлен фракциями, что законом не предусмотрено). Нынешний процесс отбора также не стал исключением.

 

Кроме того, в процессе были выявлены коллизии между процедурами отбора кандидатов в СОС предусмотренными Законом КР «О Совете по отбору судей КР» и Законом КР «О Регламенте Жогорку Кенеша КР», которые увы не были разрешены как того требует положения ст.32  Закона КР «О нормативных правовых актах КР».

 

Комментарий: Законодательно закрепить возможность обжалования решения Фракции ЖК КР. Четко определить ответственность Комитета и ЖК КР за нарушение процедур.

 

 

2. Статус, задачи и срок полномочий Совета по отбору судей КР

 

Закон:

 

Совет по отбору судей Кыргызской Республики (далее по тексту - Совет) является независимым коллегиальным органом, созданным в соответствии с Конституцией КР. Статус Совета определяется Конституцией и настоящим Законом (ст.4 ч.5 Закона СОС).

Отбор кандидатур на должности судей местных судов, представление их на назначение и перевод (ротацию) осуществляются Советом по отбору судей в порядке, определяемом конституционным законом (п.4 ст.94 Конституции КР).

 

Срок полномочий состава Совета составляет три года с момента утверждения Жогорку Кенешем (ч.2 ст.4 Закона СОС).

 

Нарушения: Еще за долго до окончания своего срока (ч.2 ст.4 Закона СОС) СОС фактически прекратил свою деятельность, хотя норма абз.3 ч.4 ст.5 Закона СОС позволял им вести деятельность до утверждения ЖК КР нового состава.

 

Комментарий: Законодательно закрепить статус СОСа, это государственный или общественный орган и какова его ответственность за нарушение процедур. Устранить коллизию между ч.2 ст.4 и абз.3 ч.4 ст.5 Закона СОС, где в первом случае срок СОС заканчивается по истечении трех лет с момента утверждения ЖК КР, а во втором случае прекращается со дня утверждения ЖК КР нового состава СОС. Понятно, что между ними может быть большой промежуток времени.

 

3. Сроки формирования СОС

 

Закон: Формирование нового состава Совета начинается за три месяца до окончания срока полномочий действующего состава Совета (ст.4 ч.5 Закона СОС).

 

Справка:  Предыдущий состав СОС был избран ЖК КР 8 июля 2011 года

 

Нарушения: Все разумные сроки формирования СОС Жогорку Кенешем  КР были нарушены.

 

Комментарий: Законодательно четко определить, когда ЖК КР обязан завершить формирование СОС.

 

 

4. Кто публикует объявление о конкурсе в СОС

 

Закон: Фракции Жогорку Кенеша за три месяца до окончания срока полномочий Совета публикуют в средствах массовой информации объявление о выдвижении кандидатов (абз.4, ч.3 ст.5 Закона СОС).

 

Нарушения: Объявление было сделано с существенным запозданием в конце апреля месяца. Было также и второе объявление, но уже летом (по первому объявлению выборы решили объявить заново), однако, по второму объявлению о сроках вообще не возможно говорить.

 

Комментарий: Четко законодательно прописать сроки объявления. Передать функции объявления конкурса субъектам формирования СОС – Парламентскому большинству и Парламентской оппозиция и предусмотреть их ответственность. Совету судей разработать и принять положение, предусматривающее четкие процедуры отбора кандидатов в СОС.

 

 

5. Кто выдвигает кандидатов в члены СОС и в какой орган выдвигают

 

Закон: Учебные, научные учреждения, общественные объединения и другие организации вносят свои предложения в письменном виде во фракции Жогорку Кенеша.  (абз.2, ч.3 ст.5 Закона СОС).

 

Примечание: По закону фракции не являются субъектами избрания членов СОС.

 

Нарушения: Отсутствие возможности выдвигать кандидатов в сами субъекты избрания, т.е. в Парламентское большинство и Парламентскую оппозицию, создали условия для нарушений, т.е. фракции взяли на себя функции отбора.

 

Комментарий: Лишить фракции полномочий принимать от представителей гражданского общества предложения по кандидатурам в СОС и передать данную функцию непосредственно субъектам избрания СОС – Парламентскому большинству и Парламентской оппозиция.

 

 

6. Кто представляет кандидатов в субъекты избрания

 

Закон: Совет судей, парламентское большинство и парламентская оппозиция избирают по одной трети состава Совета по отбору судей соответственно (абз.2 п.7 ст.95 Конституции КР.)

 

Нарушения: В абз.2, ч.3 ст.5 Закона говорится, что во фракциях аккумулируются все предложения по кандидатам, однако дальнейшая их передача субъектам избрания - парламентскому большинству и парламентской оппозиции не прописано, что создает основу для нарушений.

 

Комментарий: См. комментарий к п.5 Отчета.

 

 

7. Субъекты формирования СОС, т.е. кто, избирает СОС:

 

Закон: 1) Совет судей, 2) парламентское большинство и 3) парламентская оппозиция избирают по одной трети состава Совета соответственно (ч.1. ст.5 Закона СОС) (п.4 ч.1 ст.1 ст.17 Регламент ЖК КР) (абз.2 п.7 ст.95 Конституции КР).

 

Примечание: Заблуждение, что членов СОС избирают фракции или ЖК КР.

 

Нарушения: Фактический отбор кандидатов осуществляли фракции

 

Комментарий: См. комментарий к п.1 Отчета.

 

 

8. Как субъекты отбора осуществляли избрание

 

Закон: Заседания парламентского большинства и парламентской оппозиции проводятся раздельно и считаются правомочными при присутствии на них не менее половины их членов (абз.3 ч.3. ст.5 Закона).

 

Нарушения:

Заседаний Парламентской оппозиции вообще не было.  Фракция «Ата-Журт» провела свое заседание с грубейшими нарушениями процедур. Фракция «Республика» заседания не проводила, ограничилась лишь письменным согласованием среди своих членов.

Заседание парламентского большинства было формальным, ему предшествовал отбор кандидатов во фракциях. На своем первом заседании парламентское большинство утвердило четверых из восьми, остальные четыре были отклонены, однако на следующем заседании из четверых отклоненных, трое были снова утверждены.

 

Закон: Заседания, выдвижение кандидатов в состав Совета и голосование проводятся открыто. (абз.3 ч.3. ст.5 Закона).

 

Нарушения: Заседания во фракции проводились тайно по бюллетеням, а в некоторых случаях и по доверенностям.

 

 

9. Требования, предъявляемые к кандидатам в члены Совета

 

Закон:

Лица, рекомендуемые в состав Совета, должны:

- быть гражданами Кыргызской Республики;

- не иметь гражданства иностранного государства;

- не состоять в какой-либо партии;

- обладать безупречной репутацией, пользоваться уважением в обществе;

- не иметь судимости, в том числе снятой или погашенной (ч.1 ст.6 Закона СОС).

 

Закон:

 

Членами Совета не могут быть лица:

1) ранее освобожденные от должности судьи Кыргызской Республики в связи с небезупречным поведением;

2) уволенные из правоохранительных органов в связи с дискредитацией звания сотрудника правоохранительного органа или лишенные лицензии на право занятия адвокатской деятельностью по основаниям, предусмотренным абзацами восьмым и девятым статьи 10 Закона Кыргызской Республики "Об адвокатской деятельности";

3) недееспособные или ограниченно дееспособные;

4) в отношении которых производство уголовных дел было прекращено или приостановлено по не реабилитирующим основаниям;

5) работающие в органах управления организаций, где доля государства или органа местного самоуправления составляет пятьдесят и более процентов;

6) состоящие на службе в правоохранительных органах или органах прокуратуры, а также находящиеся в их распоряжении кадров;

7) участвовавшие в конкурсном отборе на должности судей и не предложенные по его итогам Советом либо возвращенные Президентом, либо не избранные ЖогоркуКенешем;

8) состоящие в зарегистрированном списке кандидатов в депутаты ЖогоркуКенеша (ч.4 ст.6 Закона).

 

Нарушения: В процессе «фильтрации» во фракциях и отбора в ЖК КР профильным Комитетом не было представлено объективного и полного заключения по всем кандидатам в СОС.

 

Комментарий: В части выяснений наличия иного гражданства вопрос сложный, поскольку без согласия гражданина иностранное посольство не предоставляет информацию, соответственно необходимо законодательно закрепить получение согласия кандидата на запрашивание из компетентных органов сведений о его гражданстве.

Относительно партийной принадлежности также невозможно достоверно установить, поскольку законодательство предусматривает возможность нефиксированного членства в партии.

 

Требование  об обладании безупречной репутацией и пользование уважения в обществе на наш взгляд не может являться критерием, поскольку невозможно его оценить объективно.