Токтогул Туманов: "Неправильно заявлять, что судебная реформа стоит на месте"

добавлен 18 апреля 2014 01:31
просмотров 899

 

 

 - Токтогул Туманович, в последнее время общественность стала больше говорить о неуспешности судебной реформы. Как председатель комитета ЖК по судам ответьте на подобное мнение.

- Да, политики через общественность, СМИ высказывают своё мнение о неудачной попытке судебной реформы. Но я бы хотел сказать следующее: во-первых, президентом определён 5-летний срок судебной реформы; во-вторых, судебная реформа идёт в течение 20 лет. Сами знаете, все 20 лет не выделялись средства данной системе, остаётся неизменным состояние зданий и техническое обеспечение судов. Сегодня предпринимаются попытки решить эти вопросы, но не всё идёт сообразно нашим планам. Но нельзя под этим предлогом прекратить реформу. До конца срока реформирования есть ещё 2,5 года.

Стоит отметить, что в своей основе все законы написаны хорошо, но когда дело доходит по применения закона, результаты могут оказаться не столь впечатляющими вследствие искажения, неточностей закона. Подготовленным в рамках судебной реформы законам, похоже, уготована подобная участь. Этот закон мы принимали с самыми благими намерениями, но, к сожалению, Совет по отбору судей допустил некоторые недостатки, опираясь на свой регламент. Например, ставил баллы на собеседовании с кандидатурами на должности судей, выделение путёвок на участие в конкурсе. Были факты, когда тому или иному кандидату ставили низкие баллы, были попытки унизить кандидата, воспрепятствовать ему. Мы дали эту возможность специальным законом, но члены Совета по отбору судей не пропустили во 2-ой тур неугодных кандидатов.

Поэтому, учитывая допущенные недостатки, по распоряжению президента мы вынуждены изменить закон. Я, депутат Галина Скрипкинапередали этот закон Совету по судебной реформе при президенте. Теперь вопрос должен быть предложен на рассмотрение Жогорку Кенеша, так что неправильно говорить про остановку судебной реформы.

- Какие факторы препятствовали осуществлению судебной реформы?

- Важное значение при реализации реформы имеет и бюджетное финансирование. Помимо улучшения системы по части законов, норм, необходимо улучшить состояние зданий судов, техническую поддержку судебных процессов. Если мы сможем добиться, чтобы в интернете отражались результаты всех судебных заседаний, то реформа была бы более ощутимой. Уровень правовой грамотности населения низок. В этом направлении тоже нужно работать. Также следует решить положительно другие вопросы судебной реформы. Но на всё это требуется много средств. Наш комитет неоднократно обращался в правительство по вопросу выделения средств в 2012–2013 годах. К сожалению, вследствие дефицита госбюджета сегодня нет возможности изыскать средства на ремонт, обновление зданий судов. Ежегодно растёт объем госбюджета, но средства направляются на строительство социальных объектов: школ, больниц, строительство дорог.

- Сколько средств требуется на проведение судебной реформы?

- Сейчас средства выделяются в прежнем объёме. Средства выделяются только на заработные платы работников судебной сферы, делопроизводство и командировки. На капитальное строительство в данной сфере ничего не предусматривается. Если отдельные суды располагаются в зданиях бывших детсадов, то состояние некоторых плачевное. Если решится финансовый вопрос, то будут построены, обновлены здания, залы заседаний будут оборудованы видеосистемами. К сожалению, всё упирается в финансы, и их недостаток тормозит судебную реформу.

- В общественности и ранее бытовало мнение о коррумпированности Совета по отбору судей, рассказывалось о практике подкупа членов Совета, вследствие чего на должности судей утверждались недостойные кандидатуры. В доказательство подобных мнений задержан ряд судей при получении взяток…

- Не отрицаю, есть правда в таких мнениях, трудно односторонне считать всех отобранных судей плохими. Но в то же время есть честные, с незапятнанной репутацией, принципиальные судьи, которые не прошли отбор. Были факты, когда прошли отбор судимые. Эти факты говорят, что члены Совета по отбору судей допустили коррупцию. Это первая сторона. Вторая заключается в том, что мы не сможем привести в судебную систему людей извне. Никто не приедет к нам из-за рубежа и не станет нашим судьёй. В судейский состав отбираются юридически грамотные, хорошо знающие судебную систему новые люди. Новые судьи могут допустить какие-либо недостатки, потому что только пришли в систему. Что касается старых судей, то они могут последовать старым привычкам.

- Предпринимаются ли меры по обеспечению справедливости решений судов?

- Если какой-либо суд вынесет неправильное решение, то есть 2-3 инстанции. К сожалению, в законе отражены только три инстанции, если 3-я инстанция допустит ошибку, то исправить ее невозможно, так как Верховный суд – последняя инстанция, решение не обжалуется. У нас есть идеи по этому моменту, попробуем рассмотреть в обоснованиях. Судьи Верховного суда должны привлекаться к ответственности за неправильные решения. Мы направили законопроект в Совет по судебной реформе. После рассмотрения направится на обсуждение в Жогорку Кенеш.

- Кстати, недавно ваш коллега Бакыт Торобаев обвинил вас в замедлении темпов судебной реформы. Он считает, что когда Садыр Жапаров возглавлял данный комитет, было принято 5 законопроектов, были успехи. Что вы на это скажете?

- Когда Садыр Жапаров руководил комитетом, было принято 5 законов, при принятии которых присутствовало 5-6 депутатов. Жапаров инициировал один законопроект, я – второй, остальные – другие депутаты. При моем руководстве разработано и отправлено на рассмотрение ещё больше законопроектов. Во-вторых, судебная реформа – дело не одного только парламентского комитета. Наш комитет готовит законы и контролирует их исполнение. Работа будет успешной, кода все: Совет по судебной реформе, Совет по отбору судей, судейский корпус, правительство - будут чётко исполнять свои функции в данном направлении и вести консолидированные усилия. Поэтому для торобаевского мнения нет никаких оснований, просто слова. Он не привёл конкретных фактов, поверхностно критикуя деятельность комитета.

Скажу открыто, что подобной критикой он хочет осуществить месть, которую таил более года. Не хотел про это говорить, но если не скажу, кто есть кто, то, кажется, мой коллега не перестанет клеветать на меня. Причина мести Торобаева возникла после местных выборов. На выборах в Джалал-Абадский горкенеш участвовало свыше 10 партий, в результате наибольшее число мандатов завоевали 3 партии: СДПК, "Онугуу" и "Ата Журт". "Ата Мекен" получила меньше мандатов.

Бакыт Торобаев привык быть во власти. Где власть, там окажется и он. Раньше был депутатом от "Ак жола", затем министром. На выборах 2010 года вошёл в "Республику", а когда она осталась в оппозиции, отделился в "Онугуу", чтобы быть во власти. После краха своих планов прицепился к партии "Улуттар биримдиги" Мелиса Мырзакматова. Не столкуется там, снова начнёт поддерживать нынешнюю коалицию. Какова была его цель на выборах? Получить всю власть в городе, продемонстрировать свою власть, вес, авторитет в Джалал-Абаде, показать себя новой полной силой, чтобы вынудить центральную власть считаться с собой. Хотел доказать, что он хозяин третьего по значимости города Кыргызстана. Но его цели не осуществились, потому что СДПК объединилась с "Ата Журтом" в горкенеше.

На выборах 2010 года я курировал город Джалал-Абад, поэтому он видел во мне виновника его поражения, с тех пор затаил на меня обиду. Даже когда в Джалал-Абаде его ставленников отстраняли с должностей вследствие допущенных недостатков в работе, в этом он тоже видел мои происки. Каждый судит по себе. Таким поведением он демонстрирует упрямство и отрицательные черты натуры. Его цель – любым способом попытаться дискредитировать меня в СМИ через заказные статьи.

"Туманов стал моим конкурентом, подставил мне подножку и может это повторить. Надо ослабить его авторитет председателя комитета, ослабеет Туманов – ослабеет и СДПК", - кажется, он думает примерно так. Если это правда, то всё показывает его уровень. В СМИ он не ограничивается "черным пиаром" против меня, но ещё играет на регионализме. Например, здесь, на севере, он обращается к северянам: "Мы едины, надо вместе развиваться", - а на юге заявляет: "СДПК – партия севера, Туманов продался северянам, а мы - партия юга", - используя нечистоплотные приёмы. Честно говоря, в результате непрерывной клеветнической кампании люди начинают постепенно верить в подобную клевету. Торобаев пользуется такими методами.

- Вы сказали, что СМИ пишут клевету про вас. Вы точно знаете, что за подобной информацией стоит Бакыт Торобаев?

- Честно говоря, у меня нет времени спорить, конфликтовать с жёлтой прессой. Даже в случае обращения и победы в суде меня обвинят в использовании служебного положения. Мой знакомый, оказалось, хорошо знает главного редактора одной из таких газет. Он признался, что материалы заказные, за ним стоит хорошо известный Туманову человек. Мы не будем публиковать подобный материал, если он окажет спонсорскую поддержку".

Источник: газета "Алиби" № 27 от 15.04.2014 / стр. 6